Полева
Н. С.
От Соловьева до ГАХН: к вопросу о методологической преемственности в школе
философской психологии
Исследование методологических принципов научной школы Государственной академии художественных наук, которые разрабатывались в работах Г.Г. Шпета и его учеников в недрах Философского отделения ГАХН, дает нам право говорить о научной школе ГАХН как школе Шпета. Подчеркивая уникальность и своеобразие подходов к исследованиям личности в школе Шпета, мы имеем в виду сохранение и развитие основных тенденций и подходов, сложившихся в российской школе духовной (философской) психологии, традиции, которые составляли качественное своеобразие отечественной психологической школы. Поэтому мы рассматриваем ГАХН как последнего представителя направления, научной школы в истории отечественной психологической мысли, которое прекращает свое существование с уничтожением академии в конце 20-х годов XX в.
Анализ оппонентного круга ученых ГАХН показывает значительное влияние ведущих зарубежных философско-психологических концепций на создание теорий, разрабатываемых в академии. Но эти теории, особенно «психология социального бытия» Шпета - не простое механическое перенесение передовых идей западной психологии, не грубая эклектика, а глубокое их переосмысление, трансформация с учетом специфики отечественной философско-психологической мысли, связанной прежде всего с новым подходом к пониманию и исследованию человека, который разрабатывался в трудах В.С. Соловьева и его последователей.
Именно с Соловьева начинается принципиально новый этап в развитии отечественной философско-психологической мысли. Понимание развития русской культуры, науки (в том числе и психологии), искусства невозможно вне контекста влияния идей В.С. Соловьева. Применение научного аппарата, разработанного М.Г. Ярошевским, к исследованию становления и развития научных концепций позволяет выявить основные детерминанты, которые обусловили появление этого нового направления, новых подходов, составивших специфику и оригинальность российской духовной психологии. Прежде всего, это, конечно, логика развития науки - на смену утвердившегося в мировой и отечественной психологии позитивизма закономерно приходит направление, показавшее его ограниченность и недостаточность. Но факт появления этого нового направления в российской гуманитарной науке, опередившей практически на двадцать - тридцать лет европейских ученых, обусловлен влиянием социальной ситуации, сложившейся в этот период в России. По утверждению Х. Дама, Соловьев в своих работах, особенно периода 90-х годов, приходит к выводам, которые предвосхищают почти весь методологический инструментарий немецкой феноменологии. Социальная ситуация 80-90-х годов в России приводит к смене приоритетов в научных исследованиях. Акцент в исследованиях смещается к сфере духовного, сфере искусства и культуры, их роли в развитии личности и общества. Здесь мы можем говорить уже не о влиянии собственно социальной ситуации, а о проявлении социальной перцепции, ментальности российской интеллигенции.
В русле основных методологических подходов, разработанных представителями этого направления в российской психологии, строила свои исследования научная школа ГАХН, что давало возможность преемственности в развитии идей и сохранении традиций. Сегодня мы можем лишь в прошедшем времени констатировать, что в отечественной психологии в конце XIX начале XX в.в. существовала школа, отличающаяся оригинальностью и самобытностью, направление, которое прекращает существование, не исчерпав своего потенциала. Разрушаются преемственность и традиции. Намечавшаяся в работах психологов этого направления перспективная линия в исследованиях личности не получает своего дальнейшего развития.
Опубликовано в материалах V
Всероссийской конференции Российского психологического общества "Психология и ее приложения" (Москва, 30-января - 2 февраля 2002
г.). См. "Ежегодник Российского психологического общества. Психология и ее приложения", М., т.9, выпуск N 2, 2002, стр.
482-483